Вы здесь: Экологическая страничка Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Бабочки" (старший дошкольный возраст)

Цель: развивать творческую активность в художественно-эстетической деятельности.

Задачи:
Образовательная область«Художественное-эстетическое развитие» : инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла; передавать доступными выразительными средствами характер и настроение образа. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Образовательная область «Познановательное развитие»: развитие познавательных интересов, освоение и обогащение знаний о насекомых (бабочках); закрепить умение различать бабочек по внешнему виду и правильно их называть.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: формировать навыки культуры поведения в природе; расширять представления о способах правильного взаимодействия с насекомыми.

Ход:

Зал оформлен как цветочная поляна. Музыкальный руководитель здоровается с детьми.


Музыкальный руководитель:
Спал цветок и вдруг проснулся – 
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел. 
(А.Рождественская)

Кто это? (Бабочка.) Было раннее утро. Солнце медленно поднималось над лесной поляной и, касаясь теплыми лучиками листьев, цветов, травы, как будто говорило: «Пора вставать. Доброе утро!» Первыми проснулись росинки. Под лучами солнца они заискрились, заблестели, словно драгоценные камни, и на поляне от их огоньков стало еще светлее.
Росинка дрожала 
На тонком листке.
Речонка дышала,
Шурша в тростнике.
В росинку гляжу я
И вижу, что в ней
Играет, ликуя,
Так много огней.
Их еле заметишь,
Так малы они,
Но где же ты встретишь
Такие огни?
(К. Бальмонт)

Своим блеском росинки разбудили цветы. Они лениво потянулись, выпрямили стебли и раскрыли лепестки навстречу утреннему солнцу. Как красиво стало на лесной поляне! Сколько цветов! Белые, желтые, красные, синие – целый цветочный ковер. Вдруг «ковер» вздрогнул, качнулся и стал плавно подниматься в воздух. Да это же бабочки – легкие, воздушные, грациозные. Ах, как красиво! Наш зал сегодня тоже похож на лесную поляну. Сейчас на ней, как по мановению волшебной палочки, появятся цветы и бабочки.
 

Дети надевают элементы костюмов и выполняют упражнение «Цветы и бабочки» 
Дети располагаются на ковре лицом к экрану. 
Во время рассказа педагога идет видеопоказ.


Воспитатель: А каких вы знаете бабочек? (Капустница, павлиний глаз, парусник, адмирал, махаон, лимонница, крапивница, перламутровка, апполон, аврора, траурница.) Эти бабочки обитают в нашей стране. А на всей земле их гораздо больше – тысячи, сотни тысяч они очень разные: от самых маленьких, величиной с монетку, до очень больших, размером с книгу, всех цветов радуги. Художница-природа так разрисовала бабочек, что не встретишь и двух одинаковых. С глубокой древности люди восхищались красотой и изяществом бабочек. Бабочек отличает редкое разнообразие форм, размеров, цветов и рисунков. 
Бабочка очень интересно устроена. Усики-антенны ей нужны для того, что бы дотрагиваться до предметов и чувствовать запахи. У бабочек нет костей, зато её тело имеет твёрдую оболочку. Тело и крылья бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, эти чешуйки разного цвета, и они, как цветная мозаика, создают узор на крыльях и теле. Они бывают очень красивыми! 
Капустница, адмирал, крапивница, белянка, перламутровка, голубянка... Они все поражают нас своей красотой и нежностью. 
Отличительная особенность адмирала - ярко-красная полоса на тёмном фоне и белые пятна в вершинных углах передних крыльев. Адмирал — великий путешественник! В конце лета эти бабочки, как перелетные птицы, улетают на юг зимовать. Некоторые из них остаются и зимуют у нас, спрятавшись в укромных местах. Весной бабочки-путешественницы возвращаются на родину.
У крапивниц общий фон крыльев красно-оранжевый. По внешнему краю передних и задних крыльев располагается ряд крапинок. Присмотритесь к крапивнице, она настоящее украшение наших лесных опушек и лугов.
У крепкоголовки лесной крылья жёлто-коричневые с чёрными пятнами.
У перламутровки большой крылья сверху имеют светящуюся оранжево-коричневую окраску с разбросанными чёрными точками и штрихами.
Траурница совсем не пестрая, но необыкновенно красивая бабочка. 
Бабочки очень нежные существа, не губите бабочек! Их и так становится все меньше и меньше. Даже дневной павлиний глаз и траурница, которых еще совсем недавно было много, сейчас встречаются нечасто. Давайте беречь бабочек, эту радость природы, эту удивительную живую радугу. Про бабочек сложено много красивых легенд о счастье и мечтах. Одна из легенд гласит, что нужно прошептать свое заветное желание бабочке и отпустить ее. 
 

Дети выполняют психологический этюд «Загадай желание»
Видеопоказ заканчивается.


Музыкальный руководитель: Бабочки настолько красивы, привлекательны и обворожительны, что композиторы, как и поэты и писатели, не могли остаться равнодушными. Давайте исполним знакомую песню «Расскажи, мотылек» по ролям. Я буду петь начало, как бы спрашивая мотылька как он живет, а вы отвечать за мотылька. Постарайтесь передать своим пением нежность, любовь и доброту к этому беззащитному существу. 
Дети и музыкальный руководитель исполняют песню «Расскажи, мотылек».
Что вы знаете про мотыльков? (Это маленькие бабочки, движения которых отрывисты и торопливы. Они слетаются вечером на свет…).
У композитора Самуила Моисеевича Майкапара есть пьеса «Мотылек». Вспомните, как меняется характер звучания пьесы. 
Звучит пьеса «Мотылек».
- Как звучит музыка в начале? (В начале музыка звучит беззаботно, радостно, высоко.)
- Что меняется в середине? (В середине музыка становится взволнованной, будто подул сильный ветер или мотылька кто-то напугал.)
- Чем отличается последняя часть пьесы? (В последней части есть остановка, словно мотылек замер, задумался.)
Очень выразительная музыка! Попробуйте передать ее красоту в движениях.
 

Дети выполняют импровизационное упражнение «Мотылек»

Дети располагаются на ковре.


Воспитатель: Природа создала много разнообразных, красивых бабочек. А ходите придумать свою бабочку и выполнить ее разными способами, используя различные материалы. Вы можете рисовать бабочку на мольбертах, на магнитной доске, кто-то – за столом. Можно использовать различные художественные средства. Нарисуйте несуществующую бабочку, которой нет в природе. Вы должны сами придумать ее. Включите воображение, пофантазируйте.
 

Продуктивная деятельность детей

 

Звучит фоновая музыка.


Воспитатель: Во время выполнения работы придумайте – как называется бабочка, где она живет, с кем дружит, что она любит, какой у нее характер.

Звучат рассказы детей о своих работах.


Музыкальный руководитель: Немецкий композитор Роберт Шуман настолько был поражен разноцветьем бабочек, что сочинил не одну пьесу, а цикл, то есть несколько пьес, и назвал его «Бабочки». Бабочки проносятся мимо слушателя, мелькают как на карнавале. Ни одна из них не похожа на другую, но всех их объединяет легкость и стремительность. Мы уже знакомились с тремя пьесами из этого цикла, и вы получили творческое задание – придумать рассказ о каждой из бабочек. Давайте послушаем музыку и ваши рассказы о ней.

Звучат пьесы Р. Шумана № 1, 2, 3 из фортепианного цикла «Бабочки». 
Дети рассказывают о музыке.


Шум карнавала умолкает. Каким изобразил бабочек в музыке Роберт Шуман? (Дети отвечают.) Предлагаю оркестровать одну из пьес, украсить эту замечательную музыку музыкальными инструментами, но подобрать их нужно в соответствии с характером и настроением музыки.

Дети подбирают инструменты, оркеструют пьесу № 1


Музыкальный руководитель: Сегодня мы говорили о красоте и разнообразии бабочек. Хотите ненадолго побыть бабочкой, примерить ее крылышки? Сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется - «Бабочка». В начале - все легко двигаются по цветочной полянке, а как только музыка начнет замедляться все соберутся в круг, кроме бабочек, они продолжат свое порхание. В конце игры бабочка опустится за спиной одного из вас, и вы тоже сможете примерить крылышки.

Проводится игра «Бабочки» (2-3 раза).


Воспитатель: Сегодня у нас было удивительное занятие. Вы были и музыкантами, и художниками, и танцорами, и дизайнерами, а самое главное – фантазерами! Ребята, вам понравилось? Наше занятие окончено. Мы еще не раз встретимся в удивительном мире творчества и фантазии.

Предварительная работа:
Чтение стихов «Бабочка» А.Фета, «Бабочка» К. Бальмонта, «Когда это бывает?» Е. Трутневой. Чтение сказок «Бабочка и цветок». «Лилия и мотылек» В.Сухомлинского. Слушание музыки: Майкапара цикл пьес «Бабочки». Наблюдение за бабочками в живой природе. Предметная лепка и аппликация на тему «Бабочки-красавицы», силуэтная симметричная аппликация «Нарядные бабочки».

Подготовили и провели: музыкальный руководитель Левицкая Налия Валерьевна и воспитатель 5 группы Трякина Галина Владимировна