Вы здесь: Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логоп

Методические рекомендации по преодолению ОНР с использованием элементов фольклора на материале логопедических игр

Методические рекомендации по коррекции фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений с использованием элементов фольклора для детей с общим недоразвитием речи на материале логопедических игр.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, язык которых прост, точен, выразителен.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать мелодику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора, а именно чистоговорки, (сегодня мы остановимся на них) включают в себя все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонематическую.

Лексическая сторона работы над смысловой стороной слова помогает ребёнку употребить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.

Используя разнообразные стилистические средства языка (порядок слов, построение разных типов предложений, ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.

Фонетическая сторона предполагает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция, это во многом определяет эмоциональное воздействие речи на слушателей.

Работая в данном направлении, удалось выяснить, что рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям. Активно вовлекают детей в процесс коррекционно-развивающего обучения через игру, способствуют отработке звукопроизношения, развитию силы голоса, темпа речи, чувства ритма, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны и развитию речи детей с речевыми нарушениями.

Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает следующие задачи:

- образовательные

- развивающие

- воспитательные

При отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Для дошкольников 4х–летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 — 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.

Рекомендации:

Как отрабатывать скороговорки:

• проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

• проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

• проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты) ;

• проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

• проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Как отрабатывать чистоговорки:

• Выделить основу чистоговорки;

• Подкрепить демонстрационным материалом;

• Начать от действий с предметами с проговариванием слов, и перейти от действий во внутренний план.

• Включить приёмы в индивидуальные и групповые виды деятельности.

• Использовать на этапе автоматизации.

Коррекционно-развивающие возможности чистоговорки отрабатываются в следующем порядке:

Интонация и просодика

1. Отработка повествовательной и вопросительной интонации.

«Скажи с различной интонацией»

2. Работа над тембром, тональной окраской голоса и темпом речи:

Скажи как… » (медведь, лиса, заяц)

«Скажи тихо-громко»

3. Развитие силы голоса: «Скажи медленно-быстро»

4. Работа с интонационным рисунком:

«Интонационное выделение слова»

Слоговая структура слова

1. Отработка слоговой структуры слов, трудных для произношения:

«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком»

2. Деление слов на слоги:

«Прошагай по слогам»

3. Определение ударного слога в слове.

«Добавь слог». «Выложи фишками»

Фонематический слух

1. Опознание заданного звука в слове и фраз:

«Выбери чистоговорку с заданным звуком»

2. Дифференциация смешанных звуков:

«Закончи чистоговорку»

3. Определение количества слогов во фразе и слогов в словах.

«Повтори не ошибись»

«Подбери слово с таким же ритмическим рисунком»

Грамматический строй

1. Употребление предлогов, выражающих пространственные отношения: «Скажи где? »

2. Употребление сущ. мн. ч. И. п. и Р. п. «Один - много»

3. Согласование сущ. с прил. «Скажи какой? »

4. Изменение сущ. и прил. по падежам. «Окошечки»

5. Согласование гл. и прил. в числе. «Один - много»

6. Согласование сущ. с числит. в роде «Посчитай»

7. Употребление простых и сложных предлогов»

Словарь

1. Подбор прил. к сущ. «Скажи какой? »

2. Подбор гл. к сущ.

«Подбери слово действие»

3. Антонимы «Скажи наоборот»

4. Называние частей предмета

«Из чего состоит»

5. Синонимы «Скажи подругому»

Словообразование

1. Образование уменьшительно-.ласкательной формы сущ.

«Скажи ласково»

2. Образование прилагательных от глаголов, глаголов от прилагат.

«Скажи чьё»

3. Обрадование притяжат. прилагат.

«Подбери слово-признак»

4. Образование относит. прилагат.

«Измени слово»

5. Образование гл. с помощью приставок. «Преврати слово-действие в приз»

Связная речь

1. Составление простого распространенного предложения. «Наросталочка»

2. Описание объекта по предметной картинке.

«Прошагай, прохлопай»

«Придумай чистоговорку по картинке.