Организация непосредственно образовательной деятельности совместной с детьми «Как жили люди в древности»
Технологическая карта
организации непосредственно образовательной деятельности совместной с детьми
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: « Как жили люди в древности»
Возрастная группа: Подготовительная группа
Форма НОД: «Путешествие по реке времени» (Технология Коротковой Н.А.)
Составитель:
Медведько Наталья Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 120» г. о. Самара
Самара, 2015
Технологическая карта
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: « Как жили люди в древности»
Возрастная группа: Подготовительная группа
Форма НОД: «Путешествие по реке времени» (Технология Коротковой Н.А.)
Вид деятельности: познавательно – исследовательский
Цель: освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Задачи:
• Формировать элементарные представления об истории человечества;
• Развивать способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений;
• Совершенствовать характер и содержание способов исследования;
• Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между объектами и явлениями;
• Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: древний мир, первобытный человек, орудия труда, собирательство, жилище;
• Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.; Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт.-сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова [и др.] – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 200с.
Средства реализации:
Наглядные: дидактическое пособие «река времени»; набор картин с изображением древнего человека и его жизни (формат А4) для показа; аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки-«метки» для наклеивания на панно (размер 6х8, 7х10 см).
Мультимедийные: проектор; ноутбук; презентация «Как жили люди в древности»
Музыкальные: песни «Трудно было человеку десять тысяч лет назад…» Автор текста Ватник П., композитор Пилот Л.;
«Песенка про австралопитека» автор слов Ирина Белая
Предварительная работа:
1. Чтение сказки Д.Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так».
2. Изготовление пособия «река времени» с метками «древность», «старина», «наше время».
3. Просмотр и обсуждение развивающего мультфильма «Всемирная история. Древний человек».
Этапы |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результата |
I Этап |
Прослушивание и обсуждение песни «Трудно было человеку десять тысяч лет назад» (Ватник П., Пилот Л.) |
Выясняет, что знают дети по теме занятия. |
Рассказывают, что знают про жизнь древних людей. Называют книги, фильмы и другие источники информации. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. |
II Этап |
Актуализация имеющихся знаний, представлений. |
Создает ситуацию, в которой возникает необходимость в получении новых знаний. |
Задают вопросы, ищут пути решения проблемы |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам |
III Этап |
Детям предлагается иллюстративный материал для исследования (анализа, сравнения), который представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото), которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей. |
Наводящими вопросами дает понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. |
Рассматривают картинки, анализируют, устанавливают связи между явлениями и предметами; сравнивают древнего человека, его жизнь с жизнью в наше время |
Умеет сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, рассказывать о них, то есть упорядочивать свои представления о мире. |
IV Этап |
Коллективная работа на панно |
Координирует и направляет действия детей |
Сортируют и наклеивают иллюстрации на панно «Река времени» |
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности |
V Этап |
Рассматривание и анализ «реки времени» |
Беседа с детьми о проведенной работе. |
Делятся впечатлениями, выражают собственное мнение о проделанной работе. |
Оценивают свои действия: что хотели сделать, что получилось; оценивают процесс деятельности. |
VI Этап |
Привлечь родителей к подбору интересного материала по теме |
Координирует и направляет действия детей и родителей |
Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, ответственность за начатое дело |
Обладает элементарными представлениями из области истории |
VII Этап |
• Сюжетно-ролевая игра «Как жили люди в древности» |