Вы здесь: Теркунова Ирина Александровна Игры для развития двигательной активности в режиме дня.

Игры для развития двигательной активности в режиме дня.

  «Здоровым будешь — всё добудешь» — с этим утверждением трудно поспорить. Как известно, здоровье человека закладывается в раннем детстве, и большую роль в формировании детского организма играет правильно построенный режим дня. Его соблюдение обеспечивают дошкольные образовательные учреждения с учётом физиологии детей каждой возрастной группы.

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. По - этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Решать эти задачи  в системе работы ДОУ призваны  физкультурно-оздоровительные технологии,  которые направлены  на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Реализация этих технологий  на практике  осуществляется в условиях специально организованных  форм оздоровительной работы и  в разных формах организации педагогического процесса: в ходе НОД, в свободной и самостоятельной деятельности детей, в процессе режимных моментов, на прогулках.

  Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

   Формы двигательной деятельности в режиме дня:

•утренняя гимнастика ;

•двигательная  деятельность;

•прогулка с включением подвижных игр;

•пальчиковая гимнастика;

•зрительная, дыхательная гимнастика;

•физкультминутки, динамические паузы

•эмоциональные разрядки, релаксация;

•гимнастика после сна

•спортивные праздники, досуги, развлечения. 

 

    Виды утренней гимнастики.

Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ  с пособиями

Гимнастика игрового характера построенная  на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения.

Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и  доставляет радость детям.

Гимнастика на тренажерах  дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения. Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов дыхания и всех групп мышц.

Ритмическая гимнастика . Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывает  у детей желание двигаться, развивает эмоции, выразительность пластики, а также умение ориентироваться в пространстве.

 

Гимнастика пробуждения после дневного сна является важной составляющей двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели: постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна; поднятие мышечного и психического тонуса; создание хорошего настроения на вторую половину дня; закаливание организма ребёнка; профилактика плоскостопия и нарушений осанки.      Гимнастика пробуждения после дневного сна.

  Двигательная деятельность.

Овладение основными движениями (ходьба, бег, прыжки, лазанье, и др.), в том числе катание на самокате, санках, велосипеде, ходьба на лыжах, движения в спортивных играх.

Прогулка с включением подвижных игр.

 

Важную роль играют подвижные игры , их  можно разделить на следующие виды: сюжетные и бессюжетные, игры с элементами спорта, игры – забавы, игры - эстафеты.

При подборе игр учитывать  время года, погодные условия и место проведения. В тёплый период года обязательны игры с более длительным бегом, с бегом на скорость, наперегонки, несложные игры-эстафеты, для организации которых требуется довольно много свободного места. В сочетании с подвижными играми в этот период использовала упражнения в прыжках, лазании, метании, бросании и ловле мяча, а также вводить элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (катание на самокате, езда на велосипеде) с целью их совершенствования. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. Поздней осенью и ранней весной, когда выпадает большое количество осадков и не всегда имеется возможность организовать подвижные игры, в содержание прогулки вводила разнообразные упражнения с обручем, со скакалкой, с мячом и др. Их можно проводить под навесом, в павильоне или на высохшей части

В зимнее время проводить  игры с использованием природных условий (скольжение по ледяным дорожкам с выполнением разнообразных заданий: присесть, поймать предмет, повернуться и т. д., а также игр-эстафет на санках и лыжах. Наличие разнообразных построек способствует развитию интереса к разным видам основных движений (ходьба и бег по снежной змейки, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т п.). Следует отдавать предпочтение тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замёрз. Организовывать  элементарные игры по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии воспитателя («Бегите ко мне»«Машина и воробышки»«Где твой домик»«Мыши и кот»«У медведя во бору»).

    Пальчиковая, зрительная дыхательная гимнастика.

Пальчиковые гимнастики

1 «Пароход»
Пароход плывёт по речке, Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — «пароход», подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — «прокладывает курс».)


№2 «Котик»
Есть у котика на лапках Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)


№3 «Пальчики»
Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)

 

Дыхательная гимнастика

№ 3. « ГОВОРИЛКА»
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает. 

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту. 
Как машинка гудит? Би – би. Би – би. 
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых. 
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

№ 4. «САМОЛЁТ» 
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха: 
Самолётик - самолёт(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 
Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 

Жу- жу -жу (делает поворот вправо) 
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох) 
Жу – жу – жу (делает поворот влево) 
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки). 

 № 5. « МЫШКА И МИШКА» 
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения. 

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) 
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш--ш) 
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках) 
Он же к ней не попадёт. 

 

Артикуляционная гимнастика

1

"НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК"

Улыбнуться. Пошлепать язык между губами - пя-пя-пя... Покусать кончик языка зубками. Движения чередовать.

 

Упражнение расслабляющее, релаксационное; чередовать с трудными для ребенка упражнениями (а у каждого малыша свои трудности).

 

2

"БЛИНЧИК"

Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.

 

Упражнение расслабляющее, релаксационное, язык в покое до счета 10.

 

    Физкультминутки, динамические паузы.

Виды  физкультминуток

Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе занятия? На эти вопросы должен ответить воспитатель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки.

Танцевальные

Эти физкультминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Оздоровительные

Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа. Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто ритмические физкультминутки выполняются под счет.

Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Подвижные игры.

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры «Съедобное – несъедобное», упражнения на координацию движения.

Двигательно-речевые физкультминутки.

Физкультурные минутки Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. одной из таких форм являются физкультурные минутки. Физкультурные минутки – проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног), подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности.

Во  время большого перерыва между занятиями проводится  двигательная разминка или динамическая пауза.  Обычно она состоит из 3-4 общеразвивающих упражнений, или же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Продолжительность разминки не более 10 мин: 6-8 мин.  для активного движения и 1-2 мин. для упражнений на расслабление.

    

Спортивные праздники, досуги, развлечения.

 Физкультурный праздник является для ребенка особым радостным событием. В программу праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, отражающие приобретенные ребенком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии. Они доставляют ребенку радость и удовольствие. Физкультурный досуг наполняет жизнь ребенка эмоциональной, веселой двигательной деятельностью

  В ДОУ необходимо проводить физкультурные праздники, как минимум, 2 раза в месяц. Такие спортивные праздники дают детям радостные переживания, запоминаются ими надолго.  Праздничное настроение во время развлечения создается, если двигательный материал игр и упражнений усвоен детьми заранее, а цель действий необычна, но доступна и интересна. Для упражнений мы используем одни и те же пособия (мячи, шары и др.), изменяя сложность двигательных упражнений, количество повторов, темп выполнения. Во время проведения праздника стимулируем дальнейшую активность детей, желание продолжать двигательную деятельность, участвовать в играх. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи.