Игра-викторина «Знатоки птиц» (подготовительная к школе группа)
Задачи:
Образовательные:
-закреплять знания детей о птицах (зимующих, перелетных);
- учить детей играть в команде, соблюдая правила викторины.
Развивающие:
- развивать память, мышление, доказательную речь, воображение, зрительные и слуховые анализаторы.
Воспитательные:
- воспитывать у детей командный дух, дружелюбие, взаимовыручку, выдержку, чувство уважение к соперникам.
Оборудование: запись голосов птиц, картинки птиц (перелетных, зимующих, жетоны, колокольчики, розетки, медали «Знатоки птиц».
Ход игры:
Воспитатель: Ребята к нам пришли гости поприветствуйте гостей. Мы сегодня собрались для того чтобы поучаствовать в игре – викторине «Знатоки птиц». В игре участвуют две команды: команда «Ласточки» - капитан команды….. и команда «Лебеди» - капитан команды……
Команда «Ласточки» приветствует команду «Лебеди»:
- «Не ловить, не стрелять, Птичек надо охранять!».
Команда «Лебеди» приветствует команду «Ласточки»:
- «Не пугать, не убивать. Птиц мы будем охранять».
Воспитатель: А теперь занимаем места. Зеленый стол занимают игроки команды «Ласточки». Синий стол - команды «Лебеди».
Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить правила игры: ведущий задаёт вопрос, если команда готова к ответу, то капитан звонит в колокольчик. Если ответ правильный, то команда получает жетон. Напоминаю, что это игра командная. Прежде чем дать ответ, команды должны посоветоваться.
1. Конкурс «Разминка»
- Вам необходимо по очереди надо быстро ответить на вопросы.
1. Какую птицу называют «белобока»?
2. Отчего птицы страдают больше: от холода или голода? (от голода)
3. Назови птицу с красной грудкой, которую можно увидеть зимой?
4. Для чего птице хвост? (держаться на деревьях, управлять полетом)
5. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка, можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице).
6. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятла)
7. Почему снегирю дали снежное имя? (снегири прилетают к нам с первым снег)
8. Как мы можем помочь зимующим птицам? (повесить кормушки и насыпать корм)
По результатам разминки каждая команда получает по одному жетону.
2. Конкурс «Перелетные птицы»
Работа у доски. К доске выходит один представитель от каждой команды.
- Из картинок с изображением птиц выберите только перелетных. Команда соперников проверяет правильность выполнения задания
(жетон выдается команде, которая выполнила задание верно)
3. Конкурс капитанов «Чей клюв?»
- Сейчас мы проверим, умеете ли вы определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы.
Например: это гусиный клюв, это клюв утиный.
4. Конкурс «Загадки о птицах»
В этой категории команды отгадывают загадки. Кто быстрее отгадает, тот получает жетон.
1. Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы (Дятел).
2. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы филины и… (Совы).
3. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг спорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
4. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться-
Два огромных крыла у хозяина… (Орла)
5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
6. Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее… (Кукушка)
5. Физминутка «Птицы»
Птицы высоко летали (дети бегают)
Птицы крыльями махали (дети машут крыльями)
А теперь они спустились (приседают)
У них крылышки сложились (прячут руки за спину)
6. Конкурс «Кто как летает»
Выполняет задание один представитель команды.
По рисунку определить название птиц в полете. (Дети выполняют задание по карточкам)
Назовите, кто как летит (утка, ласточка, сорока, цапля, ворона, гусь) – клин, стая, вереница, по одиночке и т.д.
6. Конкурс «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись голосов птиц)
7. Конкурс «Из какой мы сказки?»
Воспитатель: Птица – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно вспомнить название сказки и птицы, о которой в ней говорится.
1. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»)
2. Какую птицу спасла Дюймовочка?
(«Ласточка» Г. Х.Андерсен «Дюймовочка»).
3. Как звали птицу, которая не могла улететь в теплые края, потому что лиса повредила ей в детстве крыло («Серая шейка», утка)
4. Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?»
(Галчонок; Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
5. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!»
(Каркуша).
6. Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос?
(Лебедем, Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»).
8. Конкурс чтецов стихов о птицах
За каждое рассказанное стихотворение или загадку о птице дается дополнительный жетон.
Подсчет жетонов. Вручение медалей «Знатоки птиц»
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы показали, что вы настоящие знатоки птиц. Пожелаю вам не только знать птиц, но и заботиться о них и беречь природу, потому что природа – это дом для птиц.
Воспитатель Грибкова Н.И.