Формирование первичных представлений о себе и других людях средствами изобразительной деятельности (старшая группа)
«Познай самого себя»
(Пьер Абеляр)
Пьер Абеляр-средневековый французский философ и богослов, блестящий педагог, воспитавший нескольких римских пап.
«Трудно быть самим собой, не зная себя»
(Александр Примак)
И не случайно в соответствии с Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» образовательная область познавательное развитие предполагает формирование у детей первичных представлений о себе и других людях.
Сейчас как никогда перед педагогами остро стоит вопрос об интегративном устройстве образовательного процесса в ДОУ. Поэтому, на мой взгляд, будет актуальным рассмотреть возможность формирования первичных представлений о себе и других людях средствами изобразительной деятельности.
Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания-одна из самых сложных в психологии. По мнению ученых ( Б.Г.Ананьев, 1980; Л.И.Божович, 1968; Л.С.Выготский, 1982; С.Л.Рубинштейн, 1989; и др. ) сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка с людьми и на развитие всех видов деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются. По словам Д.Б.Эльконина ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.
Что же включает в себя понятие « первичные представления о себе и других людях»?
Уже в раннем возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, движениям, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Первым шагом в понимании социальной природы «Я» является признание того, что наряду с биологическим, телесным «Я» образ «Я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми.
В старшей группе продолжается работа по теме «Моя семья». Формируются представления о родственных отношениях («Кто ты для мамы, папы, бабушки, дедушки?» и т. д., кто что любит делать дома, чем заняты на работе. Целесообразно беседовать с детьми о младших членах семьи, как они заботятся о младших и помогают старшим. Продолжается работа по теме «Детский сад»: о сотрудниках детского сада, которые заботятся о детях, пока родители работают. Учим детей соблюдать правила уличного движения, беседуем о правилах поведения и безопасности на улице и дома. Следует расширять представления детей о «малой Родине», о родной стране, государственных праздниках, о Российской армии. Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями общественной жизни. Необходимо рассказывать детям о дружбе, взаимовыручке.
Таким образом, у детей формируется осознанное отношение к себе как к активному субъекту окружающего мира.
Формируется самосознание под влиянием двух главных факторов - взаимоотношений ребенка с другими людьми и его собственной практической деятельности.
Очень интересна взаимосвязь познания самого себя и изобразительной деятельности.
О значении рисования писал М.И.Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета»
По тому, как дошкольник изображает себя, других людей, можно много понять о самом ребенке. Не случайно К. Маховер в 1946 году разработал тест «Рисунок человека» с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением Я-концепцией. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.
Поэтому так важно помочь ребенку изображать человека в рисунке, лепке, аппликации, чтобы он мог лучше понять себя и выразить свои мысли, чувства в своих работах.
Пять-шесть лет – это возраст наиболее активного рисования.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку уже можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии человека.
Сложной задачей является передача движения в рисунке. Поможет в этом серия дидактических игр «Веселые человечки», «Забавные человечки».
(http://www.maam.ru/detskijsad/serija-didakticheskih-igr-hudozhestvenogo-soderzhanija-veselyi-chelovechek.html)
http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-risovat-figuru-cheloveka.html
Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них формируется умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.
Окружающая жизнь дает детям богатые впечатления, которые потом отражаются в их рисунках, аппликациях и т. п. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике, чтобы охватить все стороны жизни: труд людей в разное время года, профессии, праздники, Родина, культура народов других стран и т.д.
Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».
Таким образом, занятия изобразительным искусством помогут ребенку глубже понять себя и других людей.
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»(старшая группа)-М., 2013
3. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - М.,2003
4. Сакулина Н.П. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. «Просвещение» 1982
5. (http://www.maam.ru/detskijsad/serija-didakticheskih-igr-hudozhestvenogo-soderzhanija-veselyi-chelovechek.html)
6. http://www.maam.ru/detskijsad/uchimsja-risovat-figuru-cheloveka.html