Вы здесь: Иванова Анна Александровна Формирование привычки здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста

Формирование привычки здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье.

Считаю, что в формировании здорового образа жизни детей особое значение имеет режим дня с его составляющими: пребывания на свежем воздухе, сон, занятия, игровая деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена, занятия физкультурой.

Поэтому важно начинать утро с гимнастики, т.к. она является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Использую в работе гимнастику после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей. Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя, после проходят по массажным дорожкам. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Ежедневно во время режимных моментов, самостоятельной и совместной деятельности детей проводим дыхательную, пальчиковую гимнастики. Физкультминутки проводятся ежедневно на всех занятиях. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне, эмоциональные разрядки, релаксация.

Во время приема пищи, постоянно объясняю, что есть нужно для того, чтобы бегать, расти, ходить, играть, жить. Выясняли, что такое витамины, для чего они нужны. Проводим различные беседы «Зачем нужна посуда?», «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?». Систематически проводим игры «Назови части суток», «Что мы делаем утром, днем, вечером, ночью», «Вредная и полезная еда».

Закрепляем культурно-гигиенические навыки, которые предусматривают формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании. А для усвоения используем дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Проводим закаливающие процедуры: умывание, мытье рук перед едой; мытье ног (в теплое время года); сон при открытых форточках в теплый период года; проветривание помещений, а также прогулки.

Уделяем большое внимание формированию навыков самообслуживания. Важно научить детей правильно одеваться и раздеваться. Рассматривая одежду, выясняли, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки, и почему важно одеваться в соответствии со временем года.  

Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре, проводимые инструктором физкультуры. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа. Навыки ЗОЖ закрепляем в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх. Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья», «Магазин» формируется у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки белья, использования закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Учим соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами. Проводим беседы, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без взрослых, а также брать угощенье, подарки от незнакомых людей. Быть осторожными с незнакомыми и с бездомными животными. Обучаем основным правилам безопасного поведения на дорогах и улицах.

Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, провожу работу с родителями:  родительские собрания, беседы, консультации. Совместно с родителями провели собрание на тему: «В здоровом теле — здоровый дух». Выставлялись для родителей папки – передвижки: «Как следить за своим внешним видом».

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни в течение дня и правильный режим, дают свои результаты. ЗОЖ создает у детей мотивацию и стремление быть здоровыми, ценить хорошее настроение, самочувствие, уметь защитить себя своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими!!!