Формирование у дошкольников подготовительной группы начальных представлений о некоторых видах спорта
При формировании у дошкольников начальных представлений о некоторых видах спорта педагогу необходимо особое внимание обращать на развитие исполнительских, эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательной деятельности детей. Обучая детей элементам спортивных игр, мы решаем следующие задачи:
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);
- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;
- формирование привычки к здоровому образу жизни.
В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
В подготовительной группе элементы спортивных игр:
Баскетбол. Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.
Футбол. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Хоккей. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.
Волейбол. Продолжать осваивать элементы «Школы мяча», усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей», «Пионербол», «Мяч через сетку». Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам.
Во время знакомства с некоторыми видами спорта дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.
В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как:
- игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);
- бег (умеренный, быстрый, на выносливость);
- игры в кегли, городки;
- бадминтон;
- езда на велосипеде.
Зимой – это:
- катание на санках;
- развлечение со снежками;
- скольжение по ледяным дорожкам;
- хоккей.
Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта,рассмотреть иллюстрации, провести экскурсию на стадион.
Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом и т.д. Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.
Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.
Для работы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта я сделала дидактические игры.
1.Дидактическая игра «Спорт зимой и летом»
Цели и задачи: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту, учить детей узнавать и называть виды спорта, развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта, объясняет, почему они летние или зимние.
2.Дидактическая игра «Спортмеморина»
Цели и задачи: Формировать интерес детей к физкультуре и спорту, учить детей узнавать и называть виды спорта, развивать память.
Правила: Играют 2-6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по 2 карточки. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает другой игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.
3. Дидактическая игра «На зарядку становись»
Цели и задачи: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту, учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики, развивать память, мышление и логику.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения, затем подбирает движения для самого упражнения (на счёт 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребёнок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек, они по очереди составляют упражнения, а остальные должны выполнить задания.
4.Дидактическая игра «Спорт»
Цели и задачи: Формирует у детей ассоциативное мышление фантазию, во время складывания улучшается мелкая моторика рук.
Правила: Принять участие могут как один, так и несколько игроков. Большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших по общему принципу.
В результате проделанной работы хочется отметить, что мы наблюдаем, что у детей возрос интерес к спортивным играм и упражнениям, они меньше болеют, многие воспитанники нашего детского сада стали посещать спортивные секции гимнастики, футбола, фигурного катания. Может наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но мы надеемся,что занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в любом деле.