Вы здесь: Ларина Ирина Анатольевна Формирование у дошкольников подготовительной группы начальных представлений о некоторых видах спорта

Формирование у дошкольников подготовительной группы начальных представлений о некоторых видах спорта

При формировании у дошкольников начальных представлений  о некоторых видах спорта педагогу необходимо особое внимание обращать на развитие исполнительских,  эмоционально-эстетических, проектно-конструктивных параметров двигательной деятельности детей. Обучая детей элементам спортивных игр, мы решаем следующие задачи:

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);

- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

 В связи с этим в детском саду, начиная со старшего дошкольного возраста, необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

 

        В подготовительной группе элементы спортивных игр:

 

Баскетбол. Передавать мяч друг другу двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Перебрасывать мячи друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях, останавливаясь и снова передвигаясь по сигналу.

 

Футбол. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.

 

Хоккей. Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой вокруг предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по ней с места и после ведения.

 

Волейбол. Продолжать осваивать элементы «Школы мяча», усложняя задания. Выполнять передачи мяча в парах, тройках двумя руками от груди, из-за головы. Перебрасывать мяч через сетку в парах и вдаль (как можно выше и сильнее). Передавать мяч через сетку в колоннах с переходом в конец своей и противоположной колонны. Играть в игры «У кого меньше мячей», «Пионербол», «Мяч через сетку». Знакомить с правилами игры в волейбол по упрощенным правилам.

 

        Во время знакомства с некоторыми видами спорта дети приобретают знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребёнка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.

Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия.

В теплое время года отдаем предпочтение таким спортивным упражнениям как:

 - игры с мячом (баскетбол, волейбол, футбол);

 - бег (умеренный, быстрый, на выносливость);

- игры в кегли, городки;

- бадминтон;

- езда на велосипеде.

Зимой – это:

- катание на санках;

- развлечение со снежками;

- скольжение по ледяным дорожкам;

- хоккей.

 

        Прежде  чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта,рассмотреть иллюстрации, провести экскурсию на стадион.

 

         Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом и т.д. Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

 

        Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

 

      Для работы по формированию начальных представлений о некоторых видах спорта я сделала дидактические игры.

 

1.Дидактическая игра «Спорт зимой и летом»

 

Цели и задачи: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту, учить детей узнавать и называть виды спорта, развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.

Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта, объясняет, почему они летние или зимние.

 

2.Дидактическая игра «Спортмеморина»

 

Цели и задачи: Формировать интерес детей к физкультуре и спорту, учить детей узнавать и называть виды спорта, развивать память.

Правила: Играют 2-6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по 2 карточки. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает другой игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

 

3. Дидактическая игра «На зарядку становись»

 

Цели и задачи: Формировать у детей интерес к физкультуре и спорту, учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики, развивать память, мышление и логику.

Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения, затем подбирает движения для самого упражнения (на счёт 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребёнок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек, они по очереди составляют упражнения, а остальные должны выполнить задания.

 

4.Дидактическая игра «Спорт»

 

Цели и задачи: Формирует у детей ассоциативное мышление фантазию, во время складывания улучшается мелкая моторика рук.

Правила: Принять участие могут как один, так и несколько игроков. Большие карточки раскладываются перед ребёнком. Предлагается сопоставить отрезные мини-карточки с тем, что изображено на больших по общему принципу.

В результате проделанной работы хочется отметить, что мы наблюдаем, что у детей возрос интерес к спортивным играм и упражнениям, они меньше болеют, многие воспитанники нашего детского сада стали посещать  спортивные секции гимнастики, футбола, фигурного катания. Может наши дети и не станут выдающимися спортсменами, но мы надеемся,что занимаясь физической культурой, они обретут крепкое здоровье и высокую работоспособность, что позволит им хорошо учиться и добиваться успехов в любом деле.