Вы здесь: Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего играть с ребенком.
А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности. « Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают… построение вариативного развивающего образования… через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (п.3.2.5.)
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.
По мнению В.М. Григорьева, современные дети «стали играть не меньше, а хуже». В настоящее время, при отсутствии дворов, старших сестер и братьев, кто, как не воспитатель, должен познакомить детей с интересными играми?! Общепринятым стало утверждение “Необходимо учить детей играть” И педагог учит: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей. Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят его, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес у детей.
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции?
Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога. 
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.
Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями), их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы формирование игровых умений и навыков органически сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого, можно выделить три группы методов:
I группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий; чтение произведений художественной литературы; беседу – рассказ с использованием иллюстраций, фотографий, картин, репродукций; инсценировки литературных произведений; этические беседы, презентации, участие детей в проектах.
II группа методов. Методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре, исполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того педагог помогает детям в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы – разговора по поводу замысла игры, распределение ролей, подведения итогов.
III группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала, обыгрыванию построек и изготовлению игрушек. Это совместное с детьми конструирование построек, рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования, использование фотографий детских построек, схем и рисунков построек.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ.
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим игровым материалом, игрушками. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
Рассмотрим некоторые приемы на примере игры «КОСМОС» в старшей группе.
Но сначала я предлагаю вам рассмотреть ситуацию, описанную Д. Б. Элькониным.

Анализ ситуации (Экспериментальная ситуация, описанная Д. Б. Элькониным) 
«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными – с их внешним видом, повадками, образом жизни т.д. По окончании экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие дни в запланированную воспитателем игру не играли. 
Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных, ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет» 

- Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений. 
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представления об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о других людях, управляет транспортом и т.п.) 

Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать об игровых действиях каждой роли: 
- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
- бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
-диспетчер – принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

Немаловажную роль играет обогащение речи детей ролевыми диалогами.
Например:
Руководитель полета Капитан корабля
- Космонавты, занять свои места! - Есть занять свои места!
- Пристегнуть ремни! - Есть пристегнуть ремни!
- Экипаж к полету в космос готов? - Экипаж готов к полету в космос!
- Внимание! До пуска осталось 5 минут. 5-4-3-2-1 Пуск! - Есть «пуск»! 2 минуты - полет нормальный! 5 минут – полет нормальный!

- Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.

У воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов развития игры: поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый космос, встреча с инопланетянами.
На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно – ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? Одна из линий развития сюжетной игры старшего дошкольника – игра-фантазирование.

По мнению экспертов, слово, чаще всего встречающееся в ФГОС – инициативность.
И что лучше, чем игра – фантазирование сможет развить воображение, творчество, инициативность? Как писал Л. С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В игре на тему «Космос» пространство для фантазии безгранично. Выйдя прогуляться по планете, с нами могут произойти встречи с неземными существами, удивительные приключения. Но чтобы сюжет оказался завершенным, надо правильно построить работу с детьми. В этом мне помогает программа ТРИЗ.
Раздел пособия № 4 "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания" содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них способностей составлять сказки различных типов. Предлагаются различные модели составления сказок:
• модель составления сказки с помощью метода "Каталога",
• модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа",
• модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",
• модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника"
• модель составления сказки с помощью ТПФ (типовых приемов фантазирования)

Я пользуюсь такой моделью сочинения сюжета:

Жил - был Кто?
Он был Какой?
Герой пошел Куда?
Встретил там Кого?
Сделали вместе Что?
Узнали О чем?
Вместе пошли Куда?
Все закончилось Хорошо

Игра продолжается 10-15 минут. Воспитатель должен вести игру эмоционально. В таких играх присутствуют и наблюдатели, которые частично усваивают умения. От сказочных сюжетов можно перейти к реальным событиям из жизни. Полученные умения ребенок использует в самостоятельных играх, делая их согласованными и разнообразными.
Очень важно правильно закончить игру. Ряд исследователей проблем детской игры придерживаются мнения, что педагогическая ценность игры в значительной мере зависит от обеспечения возможности «доиграть», то есть не прерывать игру до тех пор, пока задача не будет разрешена (корабль «приплыл» в порт, космонавты «приземлились» и т. д.). В противном случае у детей остается чувство неудовлетворенности, неразрешимого напряжения, которое может препятствовать формированию ценных нравственных мотивов и свести на нет все положительные воздействия игры на личность.
Нельзя забывать про последний этап – оценка игры. Узнать мнение детей: что понравилось, что нет. Как будем играть в следующий раз.
Так, возвращаясь из космического путешествия, нас встречают журналисты. Расспрашивают нас о том, что интересного мы видели, как наше самочувствие и т.п. 
 

Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит, полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик. Значит, вы все сделали правильно!
Успехов вам!!!


Список использованных источников

1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой/
3. Н. Я. Михайленко Н. А. Короткова «Организация игры в детском саду»
4. Елена Янге «Ролевые игры для детей»
5. http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/6070-uchebno-metodicheskaya-razrabotka.html