Информация о сайте

Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

Службы социальной поддержки

Уполномоченный по правам ребёнка в Самарской области : Татьяна Владимировна Козлова Телефон:(846) 332-29-91 Факс:(846) 332-29-91 Адрес: 443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210 E-mail: samara@rfdeti.ru Web-сайт:http://samara.rfdeti.ru
Общественная палата Самарской области Адрес: ул. Галактионовская, д.132, оф. 502 Самара, Самарская область, Россия,443100 Телефон/факс: (846) 337-08-31, (846) 337-49-27 Web-сайт: http://www.op63.ru/
Семья, центр социальной помощи семье и детям Кировского района Социальные службы: Адрес: Вольская, 130 тел. (846) 926-40-59 Услуги психолога: Адрес: Победы, 168 тел. (846) 993-21-27 тел. (846) 993-21-70 E-mail: kir_semiya@mail.ru Областной центр социальной помощи семье и детям Адрес: Пугачёвская, 27 тел. (846) 958-83-44 факс (846) 958-32-90 тел. (846) 958-65-07 E-mail: centrsam@list.ru Web-сайт:http://www.centrsam.ru/

Информационный баннер

Для взрослых (педагогов и родителей), окружающих гиперактивного ребенка, он представляется в таких качествах, которые присутствуют и у других детей: непослушный, невнимательный, ленивый, забывчивый, неуправляемый. Поэтому родители и педагоги склонны применять те же методы воздействия и воспитания, что и для остальных: окрики, уговоры, угрозы, требования. Однако очень скоро становится очевидной неэффективность, казалось бы, проверенных и надежных методов воспитания. Очень скоро взрослые понимают, что этот ребенок не просто непослушный, а даже не понимает, что значит слушаться; не просто невнимательный, а его внимание не принадлежит ему самому; не просто ленивый, а не проявляющий устойчивого интереса к чему-либо; не просто забывчивый, а не способный запомнить два требования или правила одновременно. И неусидчивый он только в определенных ситуациях, но не перед телевизором. Взрослые начинают понимать, что перед ними — особый ребенок.

При обращении к врачам ребенок получает диагноз — гиперкинетический синдром, или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Кроме лекарств, которые на время могут снять самые сильные симптомы этого заболевания, врачи мало, что могут предложить. А родители и педагоги нуждаются в конкретных рекомендациях: как ежедневно общаться с таким ребенком, чтобы обходить стену непонимания между ребенком и взрослым, которую нельзя пробить традиционными педагогическими приемами.

Гиперактивный ребенок иногда кажется замкнутым в самом себе, подобно аутисту, настолько неэффективны обращения взрослого с теми или иными требованиями и обещаниями, на которые он не откликается и которые оставляет без внимания. Но дефицит внимания состоит не в том, что он занят и сосредоточен на чем-то постороннем по отношению к вашим обращениям. Его внимание флуктуирует от одного раздражителя к другому, надолго не задерживаясь ни на чем определенном. Дело в том, что при неустойчивости внимания все сигналы из окружающего мира и от собственного организма и не могут быть разделены на более сильные и слабые, на сигналы первостепенные, на которые надо ответить сразу, и второстепенные или совсем неважные, на которые не стоит откликаться. Именно поэтому ребенок может отвлекаться на новое, яркое, случайное, желаемое, пренебрегая важным: иерархия раздражителей складывается у него с трудом, за более длительное время, а ее формирование требует утроенных усилий от взрослого. Ребенок настолько быстро переключается на новое и отвлекается от того, чем он только что и вроде бы с радостью занимался, что у взрослых возникает мысль об отсутствии интересов вообще или, по меньшей мере, о дефектах памяти.

Однако, гиперактивный ребенок, наоборот, увлечен делом. Увлечен настолько, что погружается в него, полностью, забывая о предыдущем моменте. И так происходит всякий раз - текущий момент доминирует и над прошлым, и над будущим. Это качество восприятия создает много сложностей при взаимодействии с другими людьми: привычки и навыки у ребенка формируются с трудом (что объясняет низкую предсказуемость поведения), а цели часто теряются в текущих переживаниях (что для окружающих выглядит как бессмысленность поступков).

Понимание этих особенностей психики возлагает на взрослого требование организации жизненного пространства гиперактивного ребенка таким образом, чтобы раздражители и сигналы, которые он воспринимает, были немногочисленны, постоянны и однозначны. Жизненное пространство должно быть простым, а требования — конкретными.

Родители такого ребенка могут чувствовать, что дают ему втрое больше сил и времени, чем родители других детей, однако это не приносит результата. Нарастает раздражение по отношению к ребенку и чувство собственной несостоятельности как родителя. Раздражение приводит к проявлениям гнева, переживанию вины. Почему страдают самые прилежные родители, пытающиеся дать хорошее воспитание наследнику? Смутное понимание того, чем является СДВГ и как именно нужно воспитывать ребенка с нарушениями внимания, приводит к использованию неадекватных методов воздействия. Вот и выходит, что те, кто больше других отдают детям силы и время, чаще сталкиваются с собственной беспомощностью.

Воспитательные усилия родителей, как правило, реализуются в традиционных формах, но во много раз чаще, сильнее и настойчивее. «Будь внимательнее!», «Будешь наказан» или «Делай, как следует» - призывы, которые обращены в воздух, а не к ребенку. Сверх усилия родителей должны быть направлены не на учащение призывов, угроз и требований, а на то, чтобы удержаться от неэффективных методов воспитания и последовательно внедрять новые, поначалу непривычные, но более результативные способы общения с ребенком.

«Будь внимательнее!» - призыв, который способен выполнить взрослый человек, умеющий сосредоточивать, переключать внимание, выбирать объект внимания. По отношению к детям, еще не овладевшим своими возможностями, он бесполезен. Особенно по отношению к детям, которые не являются хозяевами своего внимания. Если вы желаете привлечь внимание ребенка, следует конкретно сказать, чего именно вы ждете. Сфокусировать сознание ребенка на предмете действий или на предметных действиях. Помощь взрослого должна быть предметной, а не абстрактной.

Если ваши требования расплывчаты и неопределенны — сделай хорошо, быстро, чисто, правильно и т.д. - то не следует ожидать, что ребенок воспримет их именно так, как подразумеваете вы, а не по-своему. Ведь понятия скорости, чистоты, «хорошести» — субъективные. Требования, обращенные к гиперактивному ребенку, должны быть максимально конкретны и объективно фиксированы: «У тебя есть 15 минут для этого» или «Говори, не повышая голос». Причем, требуя что-либо, помните, что часто такие дети не могут удержать в фокусе внимания два требования одновременно и склонны выполнять либо одно из них, либо по очереди, либо никакое.

Чем младше такой ребенок, тем меньший промежуток времени должно занимать самостоятельное выполнение какого-нибудь задания по инструкции, а сами требования и инструкции должны быть наиболее простыми. Чем младше ребенок, тем меньший временной промежуток он способен охватить целиком и оценить адекватно. Поэтому давать задания, которые ребенок при выраженном СДВГ может выполнить быть адекватны возрасту и степени проявления синдрома. Самые короткие периоды самостоятельности могут длиться 3-5 минут и должны оцениваться как достижение.
Часто родители гиперактивных детей сосредоточиваются на негативных сторонах и качествах своих детей. Это вполне понятно, но ничем не оправдано. Для ребенка это означает, что замечаются все его недочеты и неудачи, но остаются без внимания достижения и успехи. «Ведь так и должно быть», - думают родители, когда ребенок делает так, что не к чему придраться. Эффективная система воспитания должна включать в себя поощрения. Поэтому поощрение должно стать более частым и принятым способом воспитания, чем наказание.

Существует несколько правил организации воспитания детей с СДВГ:
• непосредственная обратная связь;
• сочетание материального и морального поощрения и наказания;
• ежедневное и последовательное использование установленных правил.


Рассмотрим их подробнее. Непосредственность оценки поведения - это требование, которое родители часто игнорируют и нарушают. Кажется, что если несколько раз промолчать, или сделать замечание, или предупредить, это должно уберечь ребенка от повторения нежелательных паттернов поведения.

Всякий акт поведения (чем меньше возраст ребенка, тем элементарнее должны быть эти акты) должен быть завершен обратной связью от взрослого. Недопустимо подводить итоги дня вечером и устраивать «разбор полетов». Эмоциональная реакция детей с СДВГ, особенно мальчиков, на всякое значимое событие очень кратковременна. Если вы хотите связать поощрение с хорошим в вашем понимании поступком, а наказание с плохим - следует делать это в тот момент, когда это произошло, когда ребенок готов воспринять ваше отношение. Немаловажно, что отсроченная реакция взрослого опирается на память ребенка, которая, как мы уже говорили, часто сама нуждается в развитии и коррекции.

Какой же должна быть непосредственная обратная связь на поведение ребенка?

Во-первых, разнонаправленной. Она необходима, чтобы поощрять позитивные образцы поведения и купировать негативные. Часто родители ограничиваются наказанием, забывая при этом о поощрении. Иначе ребенок сталкивается только с отрицанием своего поведения, не умея самостоятельно выделить что-то хорошее. Такое отношение формирует негативную и заниженную самооценку, которая выделяет всех гиперактивных детей.

Во-вторых, обратная связь должна быть дозированной. То есть варианты поощрений могут быть не только разнообразны и всегда значимы для ребенка, но и разной степени выраженности и значимости: градуированы от минимальной до максимальной.

В реализации последнего правила: настойчивости и последовательности в использовании принятых правил — родителям и педагогам необходимо положиться на свое терпение понимание, принятие и любовь к ребенку

Организация эффективного общения гиперактивного ребенка с взрослым — это только одна, очень важная, сфера воспитания, которая должна гармонично дополнять ваши усилия по преодолению симптомов гиперактивности, препятствующих развитию ребенка и его общению со сверстниками.

Литература:
1.Лютова Е.Н., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М. Генезис, 2000.- 192 с.
2 Гусакова М.П. Общаться с гиперактивным ребенком – Психолог в детском саду №2,2006
3. Баркан А. Плохие привычки хороших детей - М.; Дрофа – Плюс, 2007.

Подготовил: педагог-психолог Роткина В.Н.
Вернуться назад
Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера