Информация о сайте

Детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР)

Службы социальной поддержки

Уполномоченный по правам ребёнка в Самарской области : Татьяна Владимировна Козлова Телефон:(846) 332-29-91 Факс:(846) 332-29-91 Адрес: 443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210 E-mail: samara@rfdeti.ru Web-сайт:http://samara.rfdeti.ru
Общественная палата Самарской области Адрес: ул. Галактионовская, д.132, оф. 502 Самара, Самарская область, Россия,443100 Телефон/факс: (846) 337-08-31, (846) 337-49-27 Web-сайт: http://www.op63.ru/
Семья, центр социальной помощи семье и детям Кировского района Социальные службы: Адрес: Вольская, 130 тел. (846) 926-40-59 Услуги психолога: Адрес: Победы, 168 тел. (846) 993-21-27 тел. (846) 993-21-70 E-mail: kir_semiya@mail.ru Областной центр социальной помощи семье и детям Адрес: Пугачёвская, 27 тел. (846) 958-83-44 факс (846) 958-32-90 тел. (846) 958-65-07 E-mail: centrsam@list.ru Web-сайт:http://www.centrsam.ru/

Информационный баннер

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни или условиям среды. Психологами установлено, что изменение социальной среды оказывает влияние на психическое и физическое здоровье детей. Особенное внимание требует ранний возраст (1-3 года), в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Дети раннего возраста менее приспособлены к отрыву от родных. Установлено, что в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Лучше всего, если ребенок идет в детский сад в трехлетним возрасте. В этом возрасте ребенок уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе
Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения, требуют от ребенка усилий, вызывают у ребенка появление стадии напряженной адаптации. От того насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение зависят и течение адаптационного периода, длительность которого может достигать полугода и дальнейшее развитие малыша.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас. Общее подавленное состояние и окружение сверстников приводит к тому, что реактивность организма нарушается и это приводит к частым заболеваниям.

Существует три типа адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявления невротических реакций.

Легкая адаптация
В течение месяца у ребенка нормализуется поведение: он спокойно или радостно начинается относиться к детскому коллективу, аппетит налаживается за одну, две недели, к концу месяца у малыша восстанавливается речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения при легкой адаптации у ребенка не нарушаются, он достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу 2, 3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Адаптация средней тяжести
Нарушение поведения и общего состояния выражено ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливается через 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенным ранее навыком речи. Все ити изменения держатся до полутора месяцев. Отчетливы выражены изменения в вегетативной нервной системе: это может быть функциональное изменение стула, бледность, потливость,»тени» под глазами, может усиливаться проявления экссудативного диатеза. Возможна острая респираторная инфекция.

Тяжелая адаптация
Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание, почти без перерыва сменяет другое. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии малыша. Другой вариант тяжелой адаптации – неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, плачет и вскрикивает во сне, просыпается со слезами. Сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или агрессивен, по отношению к ним; постоянно плачущий или безучастный, ничем не интересующийся. Ребенок часто теряет в весе, беззащитен перед инфекциями. Улучшение состояния происходит крайне медленно, в течение нескольких месяцев. Иногда на восстановление здоровья ребенка требуется несколько лет. Отдавая ребенка в дошкольное учреждение, родители должны задуматься нужно ли привыкание такой ценой?

Факторы, определяющие успешность быстрой адаптации к детскому саду.

Установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справится с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни

1. Это состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями.
2. Очень важен возраст, в котором малыш поступает в дошкольное учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и формы его привязанности к постоянному взрослому. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в защищенности, опоре, которые дает ему близкий человек.
3. Степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими
4. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого овладение ребенком совместно со взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для ребенка образцом для подражания. Причиной трудного привыкания к детскому саду может служить рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества со взрослым. Легче всего адаптация проходит у малышей, которые умеют длительно, разнообразно действовать с игрушками. Попав впервые в детский сад они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть игрушками. Для ребенка, умеющего хорошо играть не составляет большого труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами , необходимыми для этого.
5. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение с ровесниками. Одни дети сторонятся ровесников, плачут при их приближении, другие с удовольствием играют рядом, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контакта с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Советы воспитателям и родителям


Говоря об адаптации ребенка в детском саду, необходима совместная работа родителей и воспитателей. Одна из основных потребностей детей – это потребность в постоянстве окружения, Резкая смена обстановки, режима, окружающих людей тяжела для любого малыша. Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателем семьи ребенка, знакомство с ним и установление контакта в привычных для него условиях. Количество часов, проводимых малышом в ДОУ, следует увеличивать постепенно, в течение первой недели – не более трех часов в день. Если ребенок болезненно реагирует на расставание с мамой, желательно ее присутствие в группе в течение первых дней. Увеличивать время пребывания малыша в новом коллективе можно только при хорошем эмоциональном состоянии.
При наблюдении за ребенком особое внимание нужно уделять состоянию его здоровья. Как правило, все дети, впервые посещающие детский сад, на пятый, седьмой день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому следует сделать перерыв в посещении ребенком учреждения с четвертого по девятый – десятый день. Лучше предупредить заболевание. Малыши, у которых наблюдаются проявления эмоционального стресса, нуждаются в консультации психоневролога.
Поступление в детский сад – это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. Мамы тоже нуждаются в помощи, они очень переживают, когда видят, как тяжело переживает их ребенок. Им необходимо обратиться за консультацией к психологу.

Советы родителям в период адаптации ребенка к условиям детского сада


1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома.
В это время не стоит водить его в гости, в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в это время слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему.

2. В присутствии ребенка всегда положительно отзывайтесь о воспитателях в саде.
Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.

3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенку.
Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется выспаться, значит, режим дня у вас организован неверно, и возможно ваш ребенок слишком поздно ложится вечером.

4. Не отучайте ребенка от вредных привычек
В период адаптации нельзя перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений и лишнее напряжение ни к чему.

5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера
Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите. Сейчас ему нужна ваша поддержка

6. Будьте терпимы к капризам
Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоится и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.

7. Дайте в сад небольшую игрушку, (лучше мягкую, также это может быть любой безопасный предмет, принадлежащий маме)
Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является заместителем дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.

8. Призовите на помощь сказку или игру.
Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, а потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому не в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется

9. Организуйте утро так, чтобы день и у вас и у малыша прошел спокойно.
Больше всего родитель и ребенок расстраивается при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» вашу неуверенность и еще больше расстраивается

10. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно.
Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громко, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик.

11. Пусть ребенка в детский садик отводит тот родитель, с которым ему легче расстаться.
Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.

12. Обязательно говорите, что вы придете и обозначьте когда
Малышу легче знать, что за ним придут после какого – то события, чем ждать каждую минуту (после прогулки, после того как он поспит и покушает…) Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, даже если малышу предстоит оставаться в саду полдня.

13. Придумайте свой ритуал прощания.
Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачивайтесь. Чем больше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.

Советы маме в период адаптации ребенка к условиям детского сада

1. Будьте уверенной в том, что посещение детского сада действительно нужно семье
Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в детский сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения детского сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И ребенок, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.

2. Поверьте, что ребенок на самом деле вовсе не «слабое» создание.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать. Поверьте – у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком - с Вами. Он пока не знает, что Вы обязательно придете, еще не установился режим. Но Вы – то знаете! Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье».

3. Воспользуйтесь помощью.
В саду есть психолог, который ответит Вам на все Ваши вопросы, подскажет, как помочь конкретно Вашему ребенку, Вашей семье.

4. Заручитесь поддержкой.
Вокруг Вас есть другие мамы, переживающие те же чувства в этот период, что и Вы. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие «ноу-хау» есть у каждой из Вас. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя

Подготовил: педагог-психолог Роткина В.Н.
Вернуться назад
Добавление комментария
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера