Вы здесь: Методическая разработка "Новые перспективные формы работы по развитию связной речи".

Методическая разработка "Новые перспективные формы работы по развитию связной речи".

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического 
аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного 
языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического 
и эмоционального развития.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, 
думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение 
знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение 
умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение 
общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, 
события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное 
взаимодействие. С возрастом память становится произвольной - ребенок использует свой 
жизненный опыт, приобретенные навыки, знания, умения.
Для изучения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В 
этом-то и помогает мнемотехника.

Мнемоника или мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система 
различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем 
образования дополнительных ассоциаций. Основной опорой запоминания являются не 
искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, 
что запоминается (между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и 
чем-либо уже хорошо известным. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а 
также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от 
нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже 
осязательного) запоминание возможно.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, 
сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в 
настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием -
развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, 
внимания, воображения.
Известно, что основное содержание памяти дошкольника составляют представления. 
Представления составляют основу для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может 
усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым и них должна стоять конкретная ситуация. Ведь 
лучше запоминается то, с чем действует ребенок - строит, рисует, играет.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми 
ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, 
различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).
Особое место в работе с детьми с нарушением речи занимает использование в качестве 
дидактического материала - мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема в которую заложена определенная информация. Овладение приемами 
работы с мнемотаблицами решает задачи направленные на:
• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук.

Этапы работы с мнемотаблицами:
1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из 
символов в образы
3 этап. После перекодировки осуществляется пересказ с опорой на символы, т.е. происходит 
отработка метода запоминания.
4 этап. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5 этап. Воспроизведение ребенком таблицы.

В таблицах возможно изображение: явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки, 
т.е. можно нарисовать все то, что вы посчитаете нужным.

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным 
предметам. Основная работа с тактильными дощечками - развитие тактильной памяти. Ведь 
известно, что у детей с речевыми недостатками очень беден объем словаря признаков. Работа с 
тактильными дощечками решает эту проблему. При ощупывании тактильной дощечки мы 
запоминаем ощущения, называя то, что мы чувствуем. Этот опыт позволяет вспомнить эти 
ощущения. При ощупывании предмета или дощечки ребенок быстро называет это ощущение 
словом. Ведь согласитесь, такие признаки как шероховатый, бугристый, шершавый, рубчатый не часто встретишь даже в словаре ребенка с нормальной речью. Изготовление дощечек занимает не 
много времени, зато опыт, приобретенный ребенком при работе с ними, огромен.

Набор 10-15 штук размером 5х10 из картона:
1. Наклеить мех.
2. Наклеить наждачную бумагу (жесткая, шершавая)
3. Наклеить кусочек мягкой ткани (фланель)
4. Накапать воск от свечи, чтобы образовались застывшие капли
5. Наклеить кусок веревки (зигзагообразно)
6. Наклеить спички
7. Наклеить скорлупки от орехов
8. Наклеить фольгу или целлофан (поверхность гладкая)
9. Наклеить бархат
10. Наклеить вельвет (рубчатая ткань)
11. Наклеить крупу (гречка перловка)
12. Наклеить чешуйки от шишки.

Этапы работы с дощечкой:
1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
2. Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
3. Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он ее трогает, гладит.
4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Опубликовано на сайте PedRazvitie.ru: http://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe/metod_fomina