Вы здесь: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе

Формирование интереса дошкольников к художественной литературе

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Цель: разработать образовательную деятельность для формирования интереса и потребности дошкольников в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность формирования интереса дошкольников к художественной литературе.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Как показал анализ соответствующих источников (А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон), дети дошкольного возраста наиболее подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с наибольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Детская книга, таким образом, формирует у детей дошкольного возраста и нравственные чувства, и оценки, и нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие.

На всем протяжении XX века дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как М. М. Конина, Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие. Тяга к книге проявляется у детей, как правило, раннего возраста. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В конце XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в Федеральных государственных требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования чтение художественной литературы впервые выделено в самостоятельную образовательную область, содержание которой должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

В трудах Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Таким образом, для формирования интереса к чтению и книге необходимо соблюдать следующие условия:

-? учет возрастных особенностей развития ребенка;

- организация ежедневных чтений в свободной форме;

- создание книжных уголков (в домашних условиях и в ДОУ);

-? тщательный подбор литературных произведений (разные жанры)

-? беседы о книгах;

-? вечера сказок, загадок;

-? кукольные драматизации;

-? сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;

-? привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей.

Восприятие художественных произведений на разных ступенях развития детей носит различный характер и имеет свои особенности. Характерной чертой восприятия художественного произведения детьми является единство "чувствующего" и "мыслящего".

Большинство родителей не желают читать, не хотят видеть пользу от чтения. Взрослые не проявляют интерес к книге, не понимают ее роль в жизни ребенка, не знают тех книг, которые будут важны малышу, не следят за новинками литературы, не умеют интересно беседовать с малышом, не могут быть искренними в выражении своих чувств.

Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.

Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого в детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяя их в целостном образовательном процессе.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Список использованных источников

1. Материалы журнала "Дошкольное воспитание ": № 4 - 2006 год, № 10 - 2007 год.

2. Материалы журнала "Дошкольная педагогика": № 2, 5 - 2010 год

3. Миронова М. "Как научить ребенка любить литературу" "Дошкольное воспитание" - 2005 год, № 5.

4. Электронный сайт: maam.ru.

5. Электронный сайт: dohcolonok.ru.


Опубликовано на Web-сайте "Воспитателям.ру": http://vospitateljam.ru/formirovanie-interesa-doshkolnikov-k-xudozhestvennoj-literature/